Hardrock Endurence Run 100 mille наверное самая сложная в мире 100-мильная горная гонка. Посудите сами, забег начинается и заканчивается в городке Silverton, что расположен на высоте 2 835 метров в Скалистых горах Колорадо. По ходу гонки участники 13 раз поднимаются на высоту выше 3 700 метров, а кульминацией гонки является пик Handies Peak - 4 285 метров! Средняя высота на которой проходит гонка 3 350 метров!
Подробнее о гонке можно прочитать в материале - Hardrock Endurence Run 100 mille.
Наш журнал обратился c просьбой о интервью к организатору и директору забега, одному из участников первого старта гонки - Dale Garland.
В роли интервьюера выступил Dima Feinhaus (Дима Фейнгауз), человек заслуживающий отдельного рассказа на страницах нашего журнала. За плечами Дмитрия два успешных финиша на HardRock 100, три финиша на Tor des Géants (330 km D+24000), четыре финиша на PTL®-UTMB® (300 km D+25000), Andorra Ultra Trail - Ronda dels Cims (170 km D+13.500), 425 километровый (D+18000) зимний Montane® Spine® Race и т.д.
Перевод Алексей Покревский.
TRAIL-RUN: Мы беседуем с Дейлом, директором забега Hardrock 100. Дейл, скажи пару слов о себе.
DALE: Меня зовут Дейл Гарланд, я директор Hardrock 100, это мой 27-й год руководства забегом.
TRAIL-RUN: Кому в голову пришла идея устроить стомильную гонку в Скалистых горах? Почему против и по часовой стрелке? Расскажите немного о истории забега.
DALE: Идея забега принадлежит Gordon Hardman. Кстати Гордон, один из основателей бежит в этом году <ветер>. Он придумал связать четыре исторических шахтёрских городка в Юго-Восточном Колорадо: Ouray (Орэй), Telluride (Телерайд), Silverton (Сильвертон) и Lake City стомильным маршрутом по тропам и горам этих четырёх сообществ, чтобы почтить историческое наследие этих мест.
Причина того что мы меняем направление движения в том, что когда мы первый раз проводили забег, мы хотели каждый раз делать старт в новом городе чтобы люди могли увидеть разные части маршрута в разное время, но единственным городом который захотел работать с нами был Сильвертон. Так мы и пришли к идее один год бегать по часовой стрелке, а другой - против.
Gordon Hardman. Фото iRunFar.
TRAIL-RUN: Кто придумал маршрут?
DALE: Маршрут придумал John Cabbis (???) (Джон Кэббис) с помощью Charlie Thorn (?) (Чарли Торн) и Rick Trujillo (Рик Трухильо). John вырос в Telluride, Rick из Ouray, и они втроём собрали его воедино.
TRAIL-RUN: Часто в интервью вы просите называть HardRock не гонкой (run), а забегом (race). Почему?
DALE: В этом суть, это преднамеренное разграничение. Мы хотели подчеркнуть, что забег это соревнование с горами, с матерью-природой и это не совсем соревнование людей между собой. Некоторые любят соревноваться, это естественно в нашем спорте, людям интересно насколько быстро они могут пробежать, но это никогда не было нашим приоритетом. Мы постарались преуменьшить это и сфокусироваться на преодолении дистанции.
TRAIL-RUN: Откуда появилась традиция целования нарисованной на камне головы барана?
DALE: Традиция существует в данном виде около 10 лет. Придумал ее я и вначале это был камень вместо финишной черты до которого нужно было просто дотронутся. Со временем камень подрос, на нем появился рисунок головы барана и вместо прикосновения нужно было поцеловать эту голову.
После того как один из участников забега финишировал в полном одиночестве и его никто не встретил на финише, появилась еще одна традиция, что всех финишеров гонки на финише встречаю лично я.
Один из первых камней. Камень целует победитель HardRock 1999 года Blake Wood. Photo The Durango Herald.
TRAIL-RUN: Теперь пара спорных вопросов
DALE: Конечно.
TRAIL-RUN: Правила проведения лотереи HardRock сложны, у многих возникают вопросы в честности этой лотереи. Против организаторов даже пытались подавать судебный иск. Почему лимит ограничен всего 145 участниками? Плюс ко всему, обвинения в сексизме, в том, что женщинам на гонку пройти сложнее чем мужчинам (всего 17% заявок и равные шансы с мужчинами при розыгрыше). Могли бы вы прокомментировать вопрос лотереи?
DALE: В прошлом году к нам поступило 2200 заявок. У нас не было разрешения принять так много участников. Вопрос в том, как позволить новым людям испытать Хардрок и позволить им возвращаться год за годом. Наш совет директоров придумал лотерею чтобы можно было сбалансировать новых людей и ветеранов забега. Она идеальна? - нет, каждый год мы пересматриваем числа в зависимости от количества поступивших заявок. Участие женщин - сложный вопрос с которым мы сталкиваемся в нашем спорте. В этом году маленькое количество женщин-участниц это следствие малого количества заявок от женщин на участие в лотерее.
О правилах проведения лотереи на HardRock читайте по ссылке.
TRAIL-RUN: Каков обычный процент участия женщин?
DALE: Эмммм, можем позже к этому вернуться?
TRAIL-RUN: Просто предположите.
DALE: В этом году у нас 133 мужчины и 13 женщин, в прошлом было 23 женщины, то есть примерно 15-25 женщин. Доля женщин-участниц и доля женщин в заявках достаточно близка. Настоящий вопрос - почему больше женщин не хотят участвовать в стомильных забегах, как привлечь больше женщин в наш спорт на всех уровнях.
Архивное фото. Старт 1994 год. Photo Blake P. Wood.
TRAIL-RUN: Могу добавить, что на европейских забегах сравнимой сложности доля женщин-участниц около 10%, что примерно соответствует вашей так называемой «низкой доле женщин», 23 - это достаточно много для такой сложности.
Из-за особенностей лотереи довольно трудно создать конкурентную среду на HardRock. Вот в этом году лотерею не прошел Francois D`haene. Вас не волнует, как организатора, вопрос конкуренции и соответственно зрелищности забега?
DALE: Закон позволяет нам увеличить число участников совсем чуть-чуть. С другой стороны Ouray и Сильвертон - очень маленькие города, где много проблем с парковкой и тому подобным. Если мы хотим увеличить число участников, нам придётся уменьшать что-то другое: команды поддержки, пейсеров. На церемонии награждения мы ограничены размером спортивного зала в Сильвертоне.
Честно говоря, конкуренция элитных спортсменов - это с чем мы боремся . Хардрок изначально не задумывался как битва элитных бегунов, но он этим стал, и это вроде бы хорошо. Было бы интересно посмотреть на бегунов из топ-20 на Хардроке, но это не является частью нашей философии и причиной по которой мы делаем Хардрок.
TRAIL-RUN: Ваш прошлогодний конфликт с ITRA и открытое письмо. Мы на страницах нашего журнала переводили и ваше письмо и пресс-релиз ITRA, но тем не менее, в двух словах, в чем суть конфликта?
DALE: Суть конфликта с ИТРА, которая является коммерческой организацией, зарабатывающей деньги, в том что мы не захотели платить ИТРА, чтобы за Хардрок можно было получить баллы. Это вопрос философии, у нас нет причин соревноваться с ними, мы не коммерческая организация, мы не зарабатываем денег. Это был философский вопрос, хотим ли мы быть частью их прибыли.
TRAIL-RUN: Конфликт разрешился?
DALE: Не до конца, я думаю если я приеду на UTMB кто-то там будет зол на меня. В нашей организации этот конфликт решён. У нас нет обид к UTMB и ITRA. Они занимаются своим делом, мы решили не быть частью этого.
Video by Matt Trappe.
TRAIL-RUN: Вернемся к приятным темам. Не могли бы вы припомнить три самых запоминающихся момента HardRock за 25-летнюю историю.
DALE: Будучи причастным с самого начала я повидал многое. Это здорово и я люблю это и всегда жду лета с нетерпением. Самые памятные моменты связаны с финишем. 3 года назад один из наших участников финишировал с запасом в 1 секунду.
TRAIL-RUN: Bogie Dumitrescu (Буги Думитриеску)?
DALE: Ага, этот финиш был самым эмоциональным моментом за всю историю Хардрока. Второй такой случай… я никогда не думал что кто-то сможет финишировать 20 раз, но Kirk Apt (Кёрк Эпт) финишировал 20-й раз это было очень особенным, это большое спортивное достижение - финишировать 20 раз на этой трассе.
TRAIL-RUN: А смешные или забавные вещи?
DALE: Я всё время слышу истории о людях видевших животных которых на самом деле не существовало, переползающих через брёвна, тратящих часы на что обычно уходит несколько минут. Ничего особенного яркого и смешного не приходит на ум, в основном я вижу вещи которые очень сильно трогают меня эмоционально, а не заставляют смеяться.
Dale Garland.