Winter is coming

  • 08 January 2019

Вот уже совсем скоро откроется сезон 2019 года соревнований по трейлраннингу в России и откроют его зимние трейлы, такие как: Valhalla Race 100 miles, Mad Fox Ultra 70 km, ультра-трейл «Зима минус 100» в окрестностях Минска (республика Беларусь),  Aurora Trail рядом с городом Кандалакша (Мурманская область), ну и конечно Nikola-Lenivets Winter Wild Trail, куда без него.

Бег зимой по пересеченной местности, тем более на дистанциях свыше 100 километров, при отрицательных температурах имеет свою специфику, и вот сегодня мы о ней и поговорим.

А поможет нам в этом Дмитрий Фейнгауз - человек имеющий бесценный опыт преодоления одного из самых сложных испытаний на выносливость в мире, легендарного зимнего ультра-забега Montane® Spine® Race - 268 миль или 425 километров с набором высоты 16 000 метров в Англии.

Подробнее о гонке читайте в материале Montane® Spine® Race.

В 2018 году Дмитрий прошел дистанцию Spine® Race за 163 часа и 42 минуты. При чем, старт 2018 года отличался обильным снегопадом, говорят такого не было в Шотландии уже 30 лет, гонку даже пришлось остановить на несколько часов. Порывы ветра достигали скорости в 160 км/ч, а температура опускалась до -20°С. На 53 финишера пришлось 65 DNF.

Интервью с Дмитрием Фейнгауз«...Потому, что могу...»



ОДЕЖДА.

«Зима, крестьянин торжествуя ...» Вы помните как крестьянин был одет? Полушубок нараспашку, шарф, теплая шапка, рукавицы. Если погода ухудшится, то он будет готов. Главное в зимней экипировке - это возможность ее изменить в зависимости от погоды.

Базовая конфигурация трехслойная - теплоотводный тонкий слой к коже (шерсть или синтетика) тёплый слой - флис или легкий дутик, и наконец водонепроницаемая куртка. Ниже пояса обычно хватает двух слоев: трико и водонепроницаемого. Во время длинных мероприятий усталость и холод в предрассветные часы могут потребовать дополнительных слоев.

К концу Spine® Race на мне было пять слоев, и судя по репортам я был не одинок: тонкий слой, легкий теплый слой, тонкая водонепроницаемая куртка, легкий дутик, и наконец тяжелая водонепроницаемая куртка. Оказалось со всем этим и с 40 литровым рюкзаком на плечах можно бежать по снегу хоть и не быстро.

По американским ценам: легкая куртка стоит $50-$100 и весит 120-180 грамм, тяжелая $200-$400 и весит 300-450 грамм, есть и категория посередине.

Очень важно защитить те места на теле в которых крупные вены и артерии подходят близко к поверхности тела, именно в этих местах происходит наибольшая теплопотеря. Это прежде всего шея, затем идут кисти руки и запястья.

Что вам говорила мама когда вы шли гулять на улицу зимой? Вспомнили? «Не забудь шарф!», - говорила мама. И мама была права. Всегда слушайте маму! Мама плохого не посоветует! Многие забывают защитить шею и очень зря. Это особенно важно при сильном ветре ночью или в альпийской зоне: балаклава или баф отлично справляются с этой задачей. Но они быстро мокнут и нужно иметь сменные.

Также очень важна лыжная маска. Она важна как для защиты от холода, но главным образом призвана защитить глаза от ветра и снежной крупы. 

Уникальные проблемы Spine® Race в том, что температура часто прыгает вокруг нуля, а снег прекрасно сочетается с лужами и грязью. Нет ничего прекраснее чем провалится через наст и 30 сантиметров снега и найти под снегом толстый слой грязи.

Практически каждый вечер с приходом темноты ветер усиливался, температура падала, а с неба начинало что-то сыпаться от дождя до града и снега. Это подчеркивает необходимость запасных тонких слоев, чтоб сменить промокшие или пропотевшие.




НОГИ.

Я использую несколько подходов к обуви для зимнего бега:

  • Летняя обувь и терпение. Этот подход работает прекрасно если температура не очень холодная и мероприятие не длинное;
  • Водонепроницаемые теплые ботинки. Работает прекрасно если погода стабильно ниже нуля и все сухо. Если снег свежий или целина, то гетры прекрасно дополняют водонепроницаемые штаны;
  • Водонепроницаемые носки. Носки дорогие и относительно быстро изнашиваются, но это любимый подход англичан. Мне не понравилось, что такие носки не влезают в мою стандартную обувь, надо идти на размер выше;
  • Водонепроницаемый барьер. Надеваешь длинный толстый носок, на него сверху пластиковый мешок (мешок для тушения индейки прекрасно подходит) и затем второй носок, чтоб пакет держался на месте. Наружный носок намокает и промерзает, но ноги остаются сухие хоть и холодные от обледеневших носков и кросcовок. Мне этот способ показался наиболее приемлемым для Spine® Race.


Можно ступни ног так же покрывать медицинским вазелином защищая от излишней влажности (и не надейтесь, что кроссовки высохнут зимой как летом) и предупреждая различного рода натертости.


РУКИ.

Идеального ответа как держать руки теплыми я не нашел. Необходимость в навигации, т.е. использование пальцев чтоб нажимать на кнопки только усложняет проблему. В родных белых горах я пользуюсь дорогими многослойными рукавицами Outdoor Research Alti за $150-200. Во время Spine® Race я чаще пользовался комбинацией акриловых тонких перчаток за $5 и водозащитных рукавиц $50.




ПИТЬЕ.

Зимой холодный и сухой воздух сушит тело как в пустыне и мы теряем много жидкости, хоть и потеем намного меньше. Чувство жажды зимой приходит еще позже чем летом, но если оно пришло - значит вы уже обезвожены. Поэтому не верьте Ипполиту Матвеичу с его «Надо меньше пить». Под новый год - пить надо больше!

Рекомендованный подход - литровые бутылки с широким горлышком и крупной резьбой. Их держат в термоизоляции и носят крышкой вниз чтоб резьба меньше замерзла и оставляют немного воздуха чтобы вода «булькала» и дольше не замерзала. Чистая вода замерзает быстрее всего, сладкий чай или изотоник намного дольше продержатся не замерзая.

Тем не менее, в моем опыте, оказалось, что я могу продержаться почти целый день на стакане чая. Я нес этот стакан в титановом термосе.

Подробнее о изотониках в материале - Изотонические напитки.

ПИТАНИЕ.

Ева когда-то укусила яблоко, и господь прогнал их из рая, сказав вкушать от плодов земных. С этого момента у человека началось пищеварение, а с ним и проблемы этого самого пищеварения. Переваривать пищу зимой сложнее чем летом, организм и так работает на пределе своих возможностей поддерживая температуру тела в стремительно замерзающих конечностях, а тут ещё требуется дополнительная энергия на разогрев проглоченной холодной еды, от того возникает явление которое яйцеголовые медики называют желудочной ишемией - желудку и кишечнику не хватает кровотока для переваривания пищи. Как следствие - вздутия, метеоризмы, понос.

Кроме того некоторые батончики и гели замерзают в камень (если их не держать у тела) и меняют вкус. Вы пробовали грызть камень? Ну вот и не пробуйте, зубы целее будут. Нужно все питание испытывать заранее, в тех самых условиях в которых собираетесь его есть, чтоб не оказаться в чистом поле (высоких горах) с едой, которую не можешь ни разжевать, ни проглотить. В целом все те же категории продуктов, что работают летом, будут работать и зимой на сравнимой дистанции.

Питание как и воду можно носить под курткой чтоб не замерзало. Правильные куртки имеют правильные карманы правильного размера для этого. Последнее время я предпочитаю шоколад, орехи и сушеное мясо на длинных забегах. Многие берут воинские рационы. Их продают через интернет и в том же магазине где деды купили систему «Бук».

В холод и дождь намного сложнее добраться до еды, разрывать пакетики, держать в руке пока ешь- это означает что надо пытаться больше есть на контрольных точках, хранить еду там где до нее легче дотянуться, заранее распаковывать, чтоб не надо было снимать рукавицы по возможности.


ЧитайтеКак избежать желудочно-кишечных расстройств на ультра-трейлах?




ЭКИПИРОВКА.

Зимой как известно холодно и темно. Это означает, что фонарь будет включен большую часть времени, а батарейки (фонаря, навигации, телефона) будут садиться на холоде намного быстрее. Всегда имейте с собой запасной фонарь и дополнительные батарейки (аккумуляторы). На ноги неплохо бы иметь, что-то типа «кошек», ими могут быть kahtoola, chainsen, yuktrak, или хотя бы просто шурупы. Это поможет вам уверенно держаться на льду, насте, мокрых камнях, мокрой траве и что немаловажно тратить на движение меньше сил. Хорошо иметь с собой дополнительные теплые вещи на случай если погода ухудшится, а скорость движения резко замедлится.

Треккинговые палки просто необходимы зимой при движении по пересеченной местности. Их используешь для пересечения ручьев, ледяных склонов, глубокого снега, да и просто для удержания равновесия на нестабильной снежной тропе. Английские аборигены, кстати, обладают исключительным талантом находить каменные плиты под глубоким снегом с помощью палок (большая часть маршрута Spine® Race ими уложена).

БЕЗОПАСНОСТЬ.

Первое и самое главное это предупредить друзей и родных куда вы направляетесь, когда ждать вашего возвращения и какие варианты вы рассматриваете в случае плохой погоды. Прочитать или посмотреть так же пару хороших книг или фильмов, как прекрасно подготовленные люди гибнут в горах, совсем не помешает. Основных причин две: гордыня и резкое ухудшение погоды.

Три года назад в наших горах погибла русская девушка Катя Матросова. У нее было много опыта: Денали и Килиманджаро, было снаряжение и спутниковый треккер, но все это ей не помогло. Ветер был слишком сильный до 150 км/ч, а планы слишком амбициозны. Её муж индус был где-то внизу, и на кнопку SОS она нажала в три часа дня, а спасательной команде собираться пара часов и ещё пару добираться до неё. Закат был в 4:30 и точность локатора около километра. В темноте ее не нашли и соответственно - трагедия.

От сюда вывод - если у вас кризис, то не ждите когда кризис станет вопросом жизни и смерти. Если вы сталкиваетесь с нулевой видимостью, экстремальными температурами или просто видите, что уровень вашей подготовки и оборудования не соответствует внезапно изменившимся обстоятельствам, то не играйте с судьбой, а ищите наискорейший путь возвращения к цивилизации. Посмотрите статистику горных смертей: поляки уверенно лидируют по смертным случаям и русские хоть и отстают, но не намного. Национальный характер работает против вас - компенсируйте.


Читайте так же - Гипотермия и трейлраннинг.