Андрей Пивень - «Если есть сложный путь, зачем идти простым?»

  • 23 December 2018

Haute Randonnée Pyrénéenne (HRP) - это пеший, горный маршрут протяженностью около 700-800 километров с набором высоты около 42,000 метров (как марафон - только вверх, а затем вниз). Маршрут пересекает Пиренеи от средеземноморского до атлантического побережья проходя по территории трех стран: Испании, Андорры и Франции.




HRP был разработан французом Georges Véron в 1968 году и задумывался как наиболее высокогорный маршрут через основной центральный хребет Пиренейских гор.   Он почти повторяет известные пешие маршруты GR10 и GR11, но пролегает на больших высотах и имеет большую техническую сложность и лишь частичную разметку. Лишь часть маршрута состоит из троп - остальное это скальные участки, курум, насыпь, снежники и ледники. Обычно маршрут проходится с запада на восток, стартуя в Hendaye на Атлантическом побережье и финишируя в Banyuls-sur-Mer на Средеземноморском побережье. По данным путеводителей, у среднего подготовленного туриста на прохождение полного маршрута уходит 40-45 дней.

В 2010 году Kilian Jornet в период с 31 мая по 8 июня пытался установить рекорд прохождения HRP, но из-за сильного снегопада вынужден был изменить маршрут, пройдя в итоге более 700 km D+35 000 метров за 113 часов

Андрей Пивень этой осенью установил неофициальный рекорд (FKT) прохождения HRP в условиях самообеспечения (self-supported), затратив на это 20 дней и 8 часов.




TRAIL-RUN: Расскажи пару слов о себе. У тебя спортивное прошлое? Как ты пришел в трейлраннинг, что было сначала, бег или горы?

АНДРЕЙ: Мне 26 лет. Спортивного прошлого нет, рос обычным сельским парнем. В 17 лет впервые попал в горы и решил, что там неплохо. Ходил в походы и пещеры с нашим университетским спелеоклубом. Всегда хотелось пройти дальше, больше, сложнее. Для этого нужна была физическая форма. Начал бегать по холмам, на асфальт стал только через года три. То есть бег был как инструмент горной подготовки, а не самоцель.

В 2011 году впервые принял участие в приключенческой гонке, но постепенно перешел в трейл. Добегался до стабильного PI 650-700 и рост прекратился, так как для этого надо систематически тренироваться. В составе сборной Украины дважды (в 2016 и 2018 году) принимал участие в чемпионате мира по трейлраннингу, но звезд с неба не хватал - финишировал где-то в середине.

TRAIL-RUN: Through-hiking, или fast-packing - прохождение установленных протяженных маршрутов быстро и налегке, эдакий гибрид трейлраннинга и пешего туризма, за пределами Штатов и Западной Европы пока не пользуется популярностью. Как ты пришел к этому? Был ли у тебя уже подобный опыт прохождения других маршрутов?

АНДРЕЙ: Скажем так, я не пришел к этому, а вернулся. Сначала в трейле мне хватало горных ста километров, успевал и почувствовать усталость, и насладиться маршрутом. Но с ростом формы удовольствия получал все меньше, надо было «повышать дозу». Не нравился бег в толпе, для меня даже несколько человек на тропе вокруг приносят дискомфорт. Хотелось идти дольше, большей свободы.

Опыта длинных одиночных походов у меня до этого не было, HRP - первый проект. В одиночку ходил, на 1-2 дня. Но я работаю гидом, потому до полугода провожу в походах, горы — моя среда, здесь я чувствую себя дома.


Карта из «Pyrenean Haute Route: A High-level Trail (Cicerone Mountain Walking S.)» автор Ton Joosten.


TRAIL-RUN: Как возникла идея автономно пройти именно HRP? Почему не более «доступные» популярные маршруты через Пиренеи GR10 или GR11? Не было ли у тебя в планах участвовать в гонке Transpyrenea (до того, как ее отменили)?

АНДРЕЙ: Мне нравилась Испания, хотелось там побывать и заодно пройти что-то интересное и сложное. Осенью в ленте соцсетей наткнулся на пост Ромы Важнова, он прошел в сентябре 2017 года половину HRP. Вдохновился, идеи обрели конкретную форму. GR10 и GR11 даже не рассматривал, если есть сложный путь, зачем идти простым?

На Транспиренею раньше поглядывал неуверенно, но в 2017 году я еще был не готов ни финансово, ни организационно. А потом я уже решил идти HRP и на его фоне Транспиренея перестала интересовать.

В HRP есть идея, логика - «Альта рута», высокий путь, пройти через горную систему максимально высоко и сложно, близко к центральным хребтам. Для меня концепция, идея — это главное.

Подробнее о гонке Transpyrénéa.

TRAIL-RUN: Неофициально, твое время 20 дней и 8 часов – самое быстрое зафиксированное время прохождение этого маршрута. Была ли у тебя цель поставить FKT? Я знаю, чтобы официально результат был засчитан, нужно заранее объявлять о своем намерении. Почему ты не стал этого делать?

АНДРЕЙ: Я адекватно оцениваю свой уровень. Мировыми топами без поддержки такой маршрут проходится за 10-12 дней. Я же шел в неизвестность, до этого в горы ходил максимум на 9-10 дней с большим рюкзаком и маленькими переходами. Сам факт финиша был бы огромным успехом. Потому FKT перед поездкой даже не интересовался. А год назад его и не было. После обсуждения в комментариях на фейсбуке зашел посмотреть, удивился, что результат такой скромный. Я девочек знаю, которые так могут пройти.

С HRP понятие «официально числится» очень размыто. Лучший результат зафиксирован по комментарию к теме на сайте, да и сам «рекордсмен» был удивлен тому, что его результат засчитали. Так что если бы я захотел отправить, думаю, проблем не было. Для себя решил, что если пройду меньше, чем за 20 дней, то отправлю.

С задачей не справился — в последнюю ночь разыгрался ураганный ветер с туманом и просто невозможно было идти, пришлось ложится спать за 30 км до финиша.

Подробнее о том, что такое FKT - fastest known times.




TRAIL-RUN: А почему ты считаешь что топы прошли бы в 2 раза быстрее? Такие маршруты, как Appalachian Trail действительно топы идут вдвое быстрее, но их нельзя сравнивать по технической сложности.

АНДРЕЙ: Без травмы и летом (по хорошей погоде и длинному световому дню) даже на таком уровне я бы прошел HRP дней за 16. Мой PI 650-700, т.е. «0,7 условного Килиана». И надо понимать, что на финише я не особо-то и устал. А уже через четыре дня, проведенных в дороге, бежал довольно техничный ночной трейл 54 км и 3200 набора за 8 часов. Забавно, что бежать его пришлось во всем том, в чем шел в Пиренеях, так как домой заехать не успел. 10 суток - это теоретически возможный максимум.

Например, Килиан в 2010 бежал с поддержкой сквозь Пиренеи за 8 д 7 ч. по чуть более простому маршруту (но не значительно, не такому простому, как GR11). С 2010 года и Килиан немного подрос. А наличие приютов и поселков при суточном перегоне 70-80 километров размывает понятие «селф-сапотед», это не то самообеспечение, что у Федора Конюхова на лодке через Тихий океан.

TRAIL-RUN: Мне кажется, ты все же немного скромничаешь. Далеко не каждый трейлраннер с PI 650 способен на такое.

АНДРЕЙ: Конечно, далеко не каждый, нужен большой горный опыт. По нашей туристской классификации это честная пешеходная тройка. Только длиной 700-800 км и в одиночку. И без вертикального снаряжения. В трейле очень много выходцев из шоссе, для которых основная встреча с горами - это трейловые соревнования. Такого опыта явно недостаточно, даже если ты три раза Тур гигантов пробежал. Надо иметь много навыков, таких как: умение спланировать маршрут, найти безопасное место для ночевки, грамотно растянуть тент, оценить погоду и многое другое. Для опытных туристов все это элементарные вещи, но среди трейловых бегунов таких немного.




TRAIL-RUN: Ты провел на тропе чуть более 20 дней. Это почти по марафону в день, по высокогорью, почти без разметки, с рюкзаком на плечах! Это серьезное испытание, как физически, так и психологически. Что в целом далось тяжелее всего?

АНДРЕЙ: Разметка там в большинстве случаев есть, это и красно-белые метки GR, и пятна краски, и турики — пирамиды из камней. Но постоянно приходится следить, чтобы маркировка не увела от трека. Сложности были, но не могу выделить что-то главное.

На второй день на семидесятых километрах у меня начала ныть надкостница на правой ноге, приходилось себя постоянно сдерживать, очень аккуратно идти, чтобы не усилить травму. Вот эта психологическая борьба между внутренним «спортсменом» и здравым смыслом, наверное, она и была самой сложной.

Еще не ожидал такой высокой технической сложности. Читал, что это сложный маршрут, но как-то не переносил это на себя. А оказалось, что 45-50 км в день по среднегорью, которые я шел в начале и в конце, давались гораздо проще, чем бесконечные 25-35 километров ползанья по заснеженному курумнику.

Сейчас могу с уверенностью сказать, что HRP – это верхний уровень трекинга без специального снаряжения (и то спорно, в середине маршрута есть ледник, прохождение которого без кошек и ледоруба крайне небезопасно). А в плохую погоду некоторые участки вообще недоступны для пешеходов.




TRAIL-RUN: Половина успеха through-hiking – это хорошо подобранное, легковесное снаряжение. Расскажи, что было у тебя в рюкзаке? Сколько он в итоге весил?

АНДРЕЙ: О, на тему снаряжения могу говорить часами и днями, там по каждому элементу можно написать большую статью, и не одну. Подробный список снаряжения можно посмотреть по ссылке

В целом могу сказать, что к снаряжению халатно отнесся, но все себя оправдало. Базовый вес — без еды и воды — около шести килограмм (я даже не взвешивал точно). Максимальный вес на выходе из магазина перед долгим автономным перегоном был на глаз 12-13 килограмм. В среднем рюкзак весил 8-9 килограмм.

Далеко не все снаряжение у меня было сильно облегченным, много «лишних» предметов типа второго баффа, камеры. Или, например, бесполезная керамическая кружка весом 250 грамм — ее нес в знак протеста против одноразовой посуды, избыточной упаковки.

Много самодельного снаряжения, я шью на заказ из пуха. Спальник, пуховый свитер, перчатки-верхонки, гамаши, может что-то еще.

Кстати, я не считаю, что от снаряжения много зависит и потому скептически отношусь к классическому легкоходству, где высчитывается каждый грамм. Да, есть некий базовый уровень, без которого не сможешь пройти маршрут. Но разница между просто хорошим и самым лучшим снаряжением повлияет на скорость и комфорт очень слабо.



TRAIL-RUN: Как проходил твой типичный день на тропе?

АНДРЕЙ: Маршрут очень разнообразный, полон сюрпризов. Кроме того, постоянно менялась погода, настроение, тактические задачи, рельеф, физическое состояние. Один день прошел всего 14-15 километров - просто спустился к селу заночевать в хостеле. В другие дни шел по 15-16 часов, штурмовал ночью сложные перевалы, очень по-разному все было. Потому сложно выделить какие-то общие моменты.

Утром просыпался от будильника в семь, но часто долго лежал, не мог заставить себя собираться в сумерках, пока не светало, мозг в гибернации находился, хотя спал очень много и хорошо. В среднем 8-9 часов. Каждое утро включал трекер, который посылал мои координаты на спутник, за мной можно было следить на карте онлайн. Вечером выключал. Вот это точно неизменно каждый день делал, такой себе ритуал, дождаться с утра, пока замигает зеленая лампочка «сообщение доставлено», это как сигнал к старту. А в остальном ежедневные задачи банальны: зарядить часы, телефон, камеру.

Следить за едой, рассчитывать ее количество, вовремя поесть, вовремя одеться. Набрать воды или вылить лишнюю. Найти место для ночевки. Видео еще снимал каждый день. Неожиданно нашел в этом хорошую психологическую разрядку.




TRAIL-RUN: Как происходили «дозаправки»? Ты отправлял сам себе посылки на промежуточные пункты? Были ли какие-то страховые варианты на случай если откажет оборудование (сломаются палки, порвутся кроссовки), и пригодились ли они?

АНДРЕЙ: Еду покупал в магазинах, в селах по пути, раз в 50-150 километров. Ел, что было в ассортименте. Основа рациона — печенье, шоколад, колбаса, сыр. О посылках как-то даже не задумывался. Потом узнал, что у нескольких ребят в том году были проблемы: большинство посылок не успевало дойти, а они на них рассчитывали. Это очень тяжело психологически. Для сравнения, это как пункт питания на трейле, который пообещали, но его нет. Только хуже намного.

Перед HRP мы с девушкой ездили по Испании и ходили трекинг в Пиренеях, сделал небольшую заброску, спрятал в камнях на середине маршрута. Но даже на нее я не рассчитывал, был готов, что сурки раздерут или дождем замочит. 100-150 километров автономного перегона — не так уж и много, можно с собой унести все.

Подстраховка на случай ЧП или поломок — голова на плечах, опыт и надежное снаряжение. Прорабатывать все возможные варианты бессмысленно, тропа все равно преподнесет такое, чего совсем не ждешь. Если бы порвались кроссовки, замотал бы их растяжкой от палатки, спустился в ближайшее село, уехал автостопом до ближайшего магазина, купил новые и вперед. То же самое, если бы разбился телефон, он у меня выполнял кучу функций: навигатор, связь и интернет, фото, музыка, читалка. Этим, кстати, хороша Европа и Пиренеи в частности: вот ты проходишь сложные перевалы, но в случае чего цивилизация на расстоянии 10-20 километров.

С тентом были предсказуемые проблемы, он у меня очень слабо держит ветер. И когда приходилось ночевать на хребте с риском быть сдутым — просто принимал решение в таком случае собираться посреди ночи и идти дальше. Трекинговые палки — не ноги, если сломалась - иди дальше.




TRAIL-RUN: Читая рассказы других спортсменов о прохождении подобных маршрутов, одно из самых главных впечатлений – это знакомства и встречи, которые происходят на тропе. Были ли у тебя какие-нибудь особенно запомнившиеся попутчики или новые знакомые?

АНДРЕЙ: Лиса один раз приходила, хорошо пообщались, но на мой инстаграм она так и не подписалась. Если серьезно, не знаю, кто и как там успевает познакомиться. Я шел в своем темпе, не очень быстром, но почти без остановок. Людей вокруг мало — середина осени. «Бонжур», «Ола» и разбежались. В лучшем случае спросишь про дорогу или сам расскажешь.

Плюс у меня очень слабый английский, на испанском знаю 400-500 слов, французский вообще не знаю. В конце дня остановился, поел, поставил приборы на зарядку и спать. После 12-14 часов на ногах желания разговаривать нет, да и не с кем. Да и вообще, не было большого желания общаться, пару раз специально уходил от приютов, потому что в них были люди.

Мне кажется, что одиночные маршруты лучше использовать для того, чтобы познакомиться с собой, чем с другими. Нельзя сказать, что мне совсем не надо общение, или что не было интересных людей. В приюте как-то ночевал с двумя немцами, утром хорошо пообщались, выговорился за все 15 дней. На Pic Carlit с французом Себастьяном поднимались — очень хорошо побегали потом, поговорили, несмотря на сложности с языками, кофе меня угостил в приюте. Но все-таки основные знакомства происходят онлайн до/после маршрута с такими же дальноходами. Когда занимаешься чем-то интересным и сложным, то постепенно и общаться начинаешь с интересными людьми.




TRAIL-RUN: Такой одиночный трекинг «наедине с собой» несет определенные риски. Как ты решал проблему безопасности?

АНДРЕЙ: Риски есть всегда, от них не уйдешь, но можно попытаться контролировать. У меня была очень большая для легкохода аптечка, позволяющая справится (при наличии знаний и навыков) со многими вещами, от сильного кровотечения до укуса змеи. От Кулуара, (турфирма, где я работаю), дали трекер, он передавал на карту мое текущее положение и позволял отправить сигнал sos. Да и вообще придавал какую-то уверенность, когда представляешь, что за тобой кто-то может следить в этот момент. Все остальное - опыт и здравый смысл, инстинкт самосохранения.

TRAIL-RUN: Какой момент по ходу маршрута остался самым ярким?

АНДРЕЙ: Самый яркий, безусловно, «финиш». Никогда, ни на каких соревнованиях не было такого. Словами сложно описать, такое надо прожить. Вот ты начинаешь маршрут, рассудком понимая, что финишировать вряд ли получится. Во второй же день получаешь удар по голове в виде воспаления надкостницы. Вероятность дойти и без того крошечная, теперь она стремится к нулю. Ты все преодолеваешь. Потом тебя треплет дождями и засыпает снегом. И все это, не будем забывать, на фоне фантастической красоты гор.

И вот ты спускаешься в курортный городок. Еще три часа назад ветер бил в лицо тебя так, что тяжело дышать. А здесь улыбающиеся люди со стаканчиками пива, уличные музыканты, воздушные шарики на ветру развеваются. И ты вроде как не устал даже. Если бы мне сказали пройти заново все то же самое — без проблем пошел бы! После трейлов никогда такого не было. Сказочное непередаваемое чувство! Только ради него стоит ходить такие штуки. Правда, читал отчет об HRP парня, который прошел его за месяц до меня — у него вообще никаких особенных чувств на финише не было.

TRAIL-RUN: Какие советы можешь дать новичкам, которые хотят себя попробовать в fast-packing?

АНДРЕЙ: Дерзайте! Постепенно набирайте опыт, физическую форму и снаряжение. Храните любопытство, стремитесь к чему-то большему и грандиозному.

Из практического — сходите в поход на 7-9 дней. Это самый простой способ понять, нравится вам подобное или нет.

TRAIL-RUN: Какие планы на будущий сезон?

АНДРЕЙ: Пока ничего конкретного. Может пробегу несколько коротких трейлов. В украинских Карпатах хочу реализовать идею сверхдлинной тропы. Те, что есть сейчас мне не нравятся. Совсем на краю сознания есть идея пройти в Андах что-то сложное километров на 1000-1500.

Ах да, написать художественную книгу об HRP для популяризации дальноходства.


Фото из личного архива Андрея Пивень.

Страница Андрея на FacebookAndrii Piven.

Канал Андрея на YouTube.

Страничка в Instagram.