Иван Петров, организатор одного из самых популярных трейлов в России - многодневной гонки Crimea X Run, наверное самый непубличный человек из всех организаторов соревнований по трейлраннингу в России. Тем интереснее нам было поговорить с ним, а вам надеемся интереснее будет читать.
TRAIL-RUN: Всех любителей трейлраннинга в России не на шутку напугало заявление о том, что Crimea X Run в этом году может не состояться. Хорошо, что все-таки старт будет, но в чем были причины сомнений? Что могло помешать проведению Crimea X Run 2018?
И.ПЕТРОВ: Расскажу всю историю. Мы провели уже три гонки Crimea X Run - в 2015, 2016 и 2017 году. В первый год было много энтузиазма, веры и амбиций - наша мечта воплощалась в жизнь! Во второй год было желание вернуть вложенное (финансы), но в процессе гонки нас накрыло дополнительными сложностями, от которых никто не застрахован, как бы ни было все четко согласовано. Ни о каких возвратах не шло и речи, только дополнительное инвестирование! Но опыт был получен, и многое стало понятно и прозрачно. Тем не менее, в третий раз я засомневался: хочу ли еще раз погрузиться в этот сложный процесс? Я осознавал, что мы вряд ли найдем Партнера, а самим нам будет непросто. Но мы решились и не зря, гонка прошла очень положительно! Были, конечно, острые моменты, неимоверная физическая и эмоциональная нагрузка на каждого члена команды, включая волонтеров. Но механизм организации процесса стал прозрачным и структурированным. И, в глубине души, мы не сомневались, мы справимся и в следующем году!
Но основной ступор все же был - это наличие Генерального Партнера. Еще больше вкладывать я был не готов, и это порождало все большие сомнения. На момент принятия положительного решения о проведении гонки в 2018 году, которое мы объявили 15 февраля, ситуация не поменялась - Генерального Партнера нет. Но мы не сдаемся и верим, что кому-то можем быть полезны! Тут еще, наверное, работает интуиция, которая подсказывает, что Crimea X Run - это больше чем просто соревнования. Может, конечно, это самоуспокоение? Но решение принято, поэтому, меньше слов! Гонке быть!
TRAIL-RUN: В чем, на ваш взгляд, заключается основная сложность в поиске Генерального партнера для Crimea X Run?
И.ПЕТРОВ: Если бы меня попросили описать нашего потенциального Генерального Партнера, то я бы ответил: это международная компания, скорее всего связанная со спортивной индустрией, вкладывающая в развитие себя на территории России. Это может быть и банковский сектор, и FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса). Но пока у всех компаний, с которыми мы общались, возникает жесткий критерий отказа - это территория проведения соревнований. Если бы не полуостров, а какой-нибудь другой регион, то вопросов бы не возникло!
Мы пришли к выводу, что есть два варианта развития событий: первый - найти Генерального Партнера на территории Крыма. Здесь есть всего пара компаний, которые потенциально могли бы им стать, но, к сожалению, им это не интересно с точки зрения общей позиции бизнеса.
Второй вариант - это несколько нетранснациональных компаний, кто не боится работать или быть представленным на этой территории. Конечно, это не так красиво, как один Генеральный Партнер, но это возможность продолжить жизнь и развитие нашего проекта.
TRAIL-RUN: А сколько стоит (примерно) организация такой многодневной гонки как Сrimea X Run? И на какие статьи приходится большая часть расходов?
И.ПЕТРОВ: Четырехдневная гонка - это очень сложный механизм. И первая не крупная статья - это расходы в течение года на поддержание сайта и всего-всего остального в интернете. Есть люди, которые в течение всего года занимаются гонкой.
Дальше, если говорить про подготовку - это N количество выездов в Крым одного и более человек для согласования, тестирования дистанций. Мы пробегаем абсолютно все тропы, по которым пройдет дистанция. И, уже на месте, мы корректируем те или иные маршруты, тропинки, дорожки для того, чтобы это было А – безопасно, Б - чтобы это была видовая тропа с какими-то «вкусняшками».
Переходим к самой гонке. Она длится 4 дня. Организаторы приезжают за несколько дней до. Их общее число порядка 35 человек, включая фото- и видео- команду. Еще порядка 40 человек - это волонтеры. За всех этих людей мы отвечаем с самого начала гонки, с момента приезда, до ее окончания. Все организаторы обеспечиваются билетами, проживанием, питанием. Все волонтеры обеспечиваются проживанием и питанием с момента, как они приехали к нам в день открытия на первый брифинг.
Живут все организаторы и волонтеры вместе - мы это не обсуждаем, мы говорим, что так надо! В первый год пробовали искать какие-то варианты подешевле, расселяться в разных местах, например, в мини-отелях. Но так усложняется логистика - очень сложно всех собрать в одном месте. Получается, что самый лучший вариант, это если мы все живем в одном месте, в одном санатории. У нас не люкс номера, а обычные, но я лично общаюсь с отелями и договариваюсь, что первое - должно быть чисто, второе - что должна быть горячая вода.
Ужины для всех нас. Можете прикинуть, сколько это, умножив примерную стоимость ужина на количество участников. Первые три дня побежит 350 человек, плюс 70 организаторов, плюс человек 20 партнеры, СМИ и др. На ужин третьего дня (и, соответственно, четвертого) к нам присоединяются еще 100 человек, которые участвуют в однодневном формате.
Далее идут зарплаты людей, участвующих в организации гонки. Очень много статей расходов у нас условно на волонтерских началах. Например, частично фотографы и операторы. Но так было предыдущие три года. Сейчас же у меня рука не поднимется пригласить, например, фотографа, сказав ему – «Марат, дорогой, мы четвертый год делаем мероприятие, поехали с нами!». В этом году мы будем оплачивать работу всей этой команды.
Большая статья расходов - это транспорт, причем очень разный. Это грузовой транспорт на месте, который перевозит баулы. Это грузовой тире пассажирский транспорт, который идет из Москвы. Это пассажирский транспорт, который работает на месте. Это внедорожный транспорт, который забрасывает пункты питания. Это внедорожный транспорт, который работает с фото- и видео- группой. Общее количество - более 15 машин.
Следующая статья расходов - это пункты питания. Казалось бы, это всего лишь арбузы, бананы, виноград.. Но этих фруктов сотни килограмм! И эти сотни килограмм развозят отдельные машины. Это выливается в еще несколько сотен тысяч рублей.
Дальше общее производство, брендинг - как в стартовые пакеты, так и на само мероприятие. Это сотни погонных метров баннеров, пресс-воллы, флаги, конструкции под пресс-волы, флагштоки и т.д. Если все это просуммировать по затратам на закупку, получается еще круглая сумма.
Плюс ко всему этому финишные футболки и баулы, которые также включены в стартовый взнос.
Таким образом, получается, что общий бюджет мероприятия выходит порядка 6.0 – 6.5 миллионов рублей.
TRAIL-RUN: Медали и футболки, сувенирная продукция, какую часть расходов занимает она? Можно ли без нее (сувенирной продукции) обойтись и тем самым сэкономить деньги?
И.ПЕТРОВ: Конечно, можно избежать многих статей расходов. Можно не делать медалей, можно не делать футболки, можно не делать баннеры, не везти стартовую арку, которая занимает часть грузовой машины, можно не вешать флаги, а просто натянуть баннер «СТАРТ» и «ФИНИШ» между деревьями. Все можно! Но опять же есть НО. Это наш внутренний стандарт. Мы в организации мероприятий уже более 10-ти лет и мы просто не можем сделать что-то простое. Не умеем и не хотим!
Мы делали и будем делать футболки финишеров. Хочется обратить внимание на качество наших футболок. Это футболки не за 200 рублей с простой печатью, это все намного дороже! У нас есть внутренняя позиция, что все должно быть качественное. То есть именно такую футболку я бы хотел, чтобы мне вручили на финише моей четырехдневки!
Медали. Каждый год наши медали разные. Мы не заказываем простую штамповку в Китае. Каждая медаль - это ручная работа. Конечно, можно сделать ее и за 100 рублей, и дешевле. Но опять же, это не наш принцип! Финишер заслужил эту медаль, вложил в нее силы, гордится ею. Это некий якорь победы и напоминание о том, что ты смог и что преодолел.
TRAIL-RUN: Какие принципиальные отличия организации многодневной гонки от однодневной?
И.ПЕТРОВ: Принципиальное отличие от однодневной в том, что это, по сути, 4 разных старта, 4 однодневные гонки. В однодневной у тебя есть время подготовить заранее стартовый городок, разметить дистанцию, в спокойной обстановке все продумать, подготовить открытие соревнований, награждение, и т.д. В четырехдневной - это все в одном флаконе! Ты должен сделать 4 старта, 4 финиша, и на это есть всего пару часов. Ты должен разметить всю дистанцию, которая в этом году 175 километров. Это означает, что нужно пробежать ее несколько раз. Первый раз мы пробегаем ее во время разметки. Второй - перед участниками. И за участниками идут замыкающие, которые полностью снимают всю разметку и собирают мусор на дистанции, который случайно могли выронить участники.
Также это сложность с пунктами питания. Нет такого, что ты заранее все спокойно завез, выгрузил и разложил. Все, и не только это, делается в каком-то нон-стоп онлайн режиме!
В итоге получается, что организаторы и волонтеры спят примерно по 3-4 часа в день в эти пять суток. А ключевые организаторы, это человек 10, в такой режим попадают на неделю раньше остальных. Серьезная физическая, переходящая в эмоциональную, нагрузка. Все это накладывает определенные сложности и выматывает энергетически.
TRAIL-RUN: Crimea X Run не только одна из самых популярных в России гонок, но и ее можно по праву назвать эталонной по качеству организации, как вам это удается, в чем секрет?
И.ПЕТРОВ: Мы не хотим называть себя эталонной гонкой. Но если это так есть, то отлично! Мы просто делаем свою работу так, как мы привыкли ее делать. Для нас каждый участник - это клиент. В обычной жизни, в нашем основном бизнесе, который «кормит» CXR, наш клиент - это организация, как правило, 50, 100, 200 сотрудников конкретной компании. Здесь, на гонке, это 450 человек. Наша задача, чтобы клиент почувствовал себя на пике качества услуг, чтобы ощутил, что о нем заботятся, что ему подготовили хорошую дистанцию, что ему дали хорошие пункты питания, что все идет согласно таймингу, который объявлен заранее. И, если мы говорим, что старт в 7 часов утра, то старт в 7 часов утра. А не в 7:01. У нас есть четкое понимание, что 99% качества - это далеко не 100%. И между 99 и 100 процентами есть большая-большая пропасть! Еще одно наше убеждение, что любое мероприятие строится не на каком-то глобальном ките, а на миллионе маленьких мелочей, и, если хоть одна какая-то мелочь проваливается, то это может послужить всеобщему провалу всего мероприятия.
TRAIL-RUN: Вы не только организатор Crimea X Run, но еще и один из соучредителей НАТ (Национальной Ассоциации Трейла), как бы вы оценили, в какой точке развития сейчас находится трейлраннинг в России и какие основные проблемы его развития вы видите?
И.ПЕТРОВ: Трейл в России только набирает силы. В тот момент когда к нам начнут ездить иностранцы и их в каждом старте будет примерно 30%, тогда мы сможем сказать, что мы достигли какого-то очень высокого уровня. На сегодняшний день мы лишь в начале, и, что мне неприятно, идет какое-то непонятное разделение на «Вы» и «Мы». Особенно это касается того, что многие не хотят вникнуть, что такое НАТ и какая огромная работа уже проделана. Я очень надеюсь, что в какой-то момент все организаторы (крупных стартов) смогут договориться между собой и играть с позиции win/win.
В 2018 году старт многодневной гонки Crimea X Run пройдет с 10 по 13 октября. Длина дистанции составит примерно 170 километров с суммарным набором высоты около 9000 метров. Гонка входит в Кубок Национальной ассоциации трейла России.
Регистрация уже закрыта. Имеется лист ожидания.
Сайт гонки: http://www.crimeaxrun.com/
Сайт Кубка: http://rtra-series.ru/