Интервью с Иваном Кузьминым организатором самой высокогорной гонки России и Европы - Elbrus World Race, в этом году стартующей в седьмой раз.
TRAIL-RUN: В этом году Elbrus World Race остался без своего титульного спонсора – компании adidas. В чем причина? Что произошло?
И.КУЗЬМИН: Причина того, что титульный партнер adidas был вынужден закончить сотрудничество с EWR в том, что уровень жизни в России падает и премиальный продукт adidas Terrex сегмента outdoor уже не находит большого спроса в России. Мы видим, что компания adidas за прошлые годы закрыла в России около 200 своих магазинов. Сегмент outdoor в России очень узкий, в десятки раз меньше чем в Европе или Америке по объему сбыта. И соответственно, те замечательные коммуникации которые мы генерируем, создаем, проводя свои соревнования, они не находят должной отдачи. Иными словами, эта реклама не привлекает нового покупателя, просто потому, что его нет.
TRAIL-RUN: Повлияет ли уход титульного спонсора на качество проведения старта? Кто заменит adidas?
И.КУЗЬМИН: Качество проведения старта и наличие тех или иных партнеров между собой никак не связаны, потому, что и в 2012 году, когда мы проводили соревнования для семи человек, организованы соревнования были не менее качественно чем сейчас, когда мы проводим соревнования для 1000 человек.
Кто заменит adidas? Думаю, что титульный партнер наш должен быть не компания спортивной индустрии. Я уверен в этом, так как я сам ветеран спортивной индустрии, ветеран спорта и знаю, что у компании спортивной индустрии, как правило, недостаточно ресурсов для того чтобы быть титульным партнером крупного, хорошо организованного мероприятия, которое создает объемные и качественные коммуникации на рынке. Учитывая все особенности Elbrus World Race, мы были бы интересным партнером для компании производящей, например, внедорожники, или это могла бы быть телекоммуникационная компания.
TRAIL-RUN: Как по-вашему, в целом, складываются отношения между организаторами и спонсорами на российских стартах? Что бы вы хотели изменить?
И.КУЗЬМИН: Имея опыт, как и «спонсируемого» так и «спонсирующего», я считаю, что отношения между организаторами и спонсорами на российских стартах по трейлраннингу пока складываются не очень профессионально. У организаторов порой не хватает понимания, что партнеру нужно много коммуникаций дать взамен - и новостных и брендирование соревнований и фото и видео и возможность партнерам и сотрудникам поучаствовать в мероприятии. В тоже время, со стороны спонсоров я вижу, там часто не хватает долгосрочной стратегии - зачем собственно партнерство, какие ожидания от него и как эффекты партнерства измерить. Также маловато понимания, что любая работа, она должна выстраиваться долгосрочно. В представительствах спортивных брендов зачастую персонал меняется раз в 2-3 года, а это тоже не способствует выстраиванию долгосрочных отношений.
Отдельная тема - «перегрев» рынка забегов. Создается впечатление, что если забег не раздал всем участникам перед стартом по футболке, а на финише - по медали, то серьезно к такому забегу относиться нельзя. Это очень усложняет долгосрочное и стабильное развитие забегов в России и мире. Не у всех есть «яйца» сказать «нет» или ограничить эту потребительскую тенденцию.
TRAIL-RUN: А у вас есть?
И.КУЗЬМИН: В этом году медали на финише будут вручены 25 лучшим женщинам и 25 лучшим мужчинам на каждой дистанции. Я считаю, что это вернет медалям их ценность и создаст дополнительные стимулы для участников. Это как на известной норвежской лыжной гонке Биркебейнер - получить значок - это большая честь. Памятную футболку получит каждый участник.
TRAIL-RUN: Вы отказались от командной гонки вокруг Эльбруса, почему?
И.КУЗЬМИН: В этом году мы не проводим командную гонку вокруг Эльбруса, мы хотим сделать своеобразную перезагрузку этой командной гонки. Причин две.
1. Часть дистанции ранее проходила в погранзоне РФ. В связи со складывающейся вокруг России политической ситуацей, меняется и отношение пограничных властей к вхождению в пограничную зону. В прошлом году у нас было много вопросов со стороны пограничников, и в какой-то момент участие иностранных участников в этой гонке было под вопросом. И конечно, это не приемлемо для организации такого высокого уровня - когда есть вероятность, что мероприятие не состоится. Что придут пограничники и скажут: ребята мы вас не выпустим!
2. Дистанция 112 километров была не совсем аутентичная маршруту вокруг Эльбруса, т.е после перевала Азау, она была очень низкой. Она спускалась до поселка Хурзук, по пыльным, грунтовым дорогам, но это уже не то что мы представляем аутентичным маршруту вокруг Эльбруса. Альпинисты так никогда не ходили и горные туристы тоже.
Поэтому, учитывая первую причину мы будем менять маршрут и будем избегать погранзоны, это избавит нас и участников от оформления пограничных пропусков, и я надеюсь погранзону не расширят (смеется) и маршрут будет более сложный, существенно более сложный - больше перевалов, более сложных перевалов, но при этом драматургия дистанции будет похожа как у старшего, ушедшего в историю маршрута 112 километров, т.е в начале будет сложно и очень сложно, а под конец попроще, драматургия дистанции будет такая же!
TRAIL-RUN: Elbrus World Race очень требовательная гонка, наверное, самая требовательная в России. Большие горы, большие высоты, техническая сложность… На сколько, по-вашему, это ограничивает гонку в потенциальных участниках?
И.КУЗЬМИН: Elbrus World Race очень требовательный забег и он накладывает на нас очень большую ответственность, в плане обеспечения безопасности участников и она накладывает на нас большую ответственность в плане отбора участников, чтобы на соревнование допускались участники которые имеют потенциал: во-первых, закончить эти соревнования; во-вторых, закончить эти соревнования без травм; в-третьих, если случится критическая ситуация в горах, то они способны принять правильное, продуктивное решение.
Это однозначно ограничивает наш забег в потенциальных участниках. После нескольких лет проведения это стало понятно и пришлось искать решение.
Решение нашлось простое (смеется) - вырастить своего участника! Поэтому было принято решение добавить соревнование в 11 километров. В этом году эта дистанция трансформировалась в дистанцию 8 километров в одно кольцо, и уже там, с 10 лет мы допускаем деток. Сейчас между 8 километрами и 34 километрами слишком большой разрыв, поэтому хочется добавить еще «ступеньку» между ними - дистанцию на 17-19 километров. И так будет наш «клиент» потихонечку расти, влюбится в горы, будет возвращаться с семьей и детьми!
TRAIL-RUN: Расскажите пожалуйста о новой дистанции в 50 миль. Что она из себя представляет, как родилась, идея ее создания, почему именно 50 миль?
И.КУЗЬМИН: Потому что 50 миль в мире трейлраннинга выглядит неким стандартом. И изначально существовал запрос на длинную индивидуальную дистанцию. Вокруг Эльбруса, индивидуально, мы никогда не сможем пустить людей, потому что там слишком сложно и в случае ЧП там очень сложно организовать спасательные работы и поиск. А здесь, стартуя из Верхнего Баксана и финиширую в Верхнем Баксане, уже сложилась у нас концепция, что дистанцию мы делаем петлями.
Все началось с дистанции Трейл, это одна петля. Потом к ней добавили еще одну петлю, мы ее называем марафонская, так появился Марафон, потом туда добавилась петля Ультра. Пожив с этим 2 года - появилась идея петли 50 миль, и в прошлом году мы ее разведали. Довольно таки длинная, самая длинная из всех петель добавляется к этим предыдущим петлям, почти 20 километров эта петля, и так как она будет последняя, это будет требовательная петля для участников и для нас. Чтобы обеспечить питание, на эту петлю будет заброска участников.
TRAIL-RUN: Организация гонки, работа в Национальной Ассоциации Трейла (НАТ/NATR)… кроме истраченных нервов и денег, что вам это дает? Зачем вы это делаете?
И.КУЗЬМИН: Работа по организации российского трейлраннинга в признанный и организованный вид спорта - непростая, и при этом она давала и дает чувство солидарности и объединения с другими организаторами трейлов и спортсменами.
В Приэльбрусье я провел много лет моей жизни в детстве, мой папа был альпинист и это возможность вернуться в те края, показать его моим детям и сделать что-то интересное, чего там до сих пор не было - форма творчество. Для того чтобы все это работало, т.к. это новый вид спорта и нам его надо развивать в России, тут в общем то просто - если не я, то кто же?
Я очень рад что нашлись единомышленники, такие же как я организаторы, и наша работа , очень я считаю продуктивная и за год как мы наконец то собрались, мы провели огромную работу. Особенно я благодарен Игорю Владимирову и Алексею Розанову. В своей работе Игорь охватывает огромное количество вопросов по развитию трейлраннинга в России, а Алексей Розанов великолепно развивает Кубок России по трейлраннингу.
Про деньги. Я считаю что деньги - это мерило мерило благодарности наших участников и мерило успешности наших соревнований, это залог того, что мероприятие будет развиваться.
Поэтому я совершенно не вижу ничего зазорного чтобы и Российская ассоциация трейлраннинга и соревнования которые в него входят зарабатывали хорошую прибыль своим честным и самозабвенным трудом, платили налоги родному государству и тем самым развивали и двигали вперед жизнь в России.
Регистрация на Elbrus World Race открыта!
Сайт гонки: http://www.elbrusworldrace.com/ru/