Alpindustria Trail

  • 04 October 2018

Мы в Москве, в магазине outdoоr-товаров «Альпиндустрия». Наши собеседники сегодня это Сергей Семенович Зон-Зам, основатель и президент группы outdoor компаний «Альпиндустрия» и Ирина Сафронова, главный организатор стартов по трейлраннингу компании «Альпиндустрия».

Пару слов о самой компании. Группа компаний «Альпиндустрия» это более 25 магазинов в различных регионах страны, интернет-магазин, туроператор «Команда приключений» и горная школа. Компания существует с 1988 года, то есть является одной из старейших и крупнейших в России outdoor компаний.

Подписывайтесь на наш YouTube-каналhttps://www.youtube.com/c/TrailRunRussia




TRAIL-RUN: Первый и наверное самый главный вопрос, это вопрос о будущем Elbrus World Race. Совсем недавно стало известно, что Иван Кузьмин, организатор и директор одной из самых известных горных гонок в России Elbrus World Race оставляет управление этой гонкой. Вы вместе с Иваном Кузьминым придумали эту гонку в 2010 году, в 2011 году состоялся первый старт, и совместно с Иваном ее развивали, но лицом гонки являлся Иван Кузьмин. Теперь, можно сказать лицо сменилось. Какие изменения ожидают гонку Elbrus World Race? Какое у нее будущее?

ЗОН-ЗАМ: Я все таки надеюсь, что Иван не покинул гонку, он оставил пост директора. Иван Кузьмин живет в Швеции, там у него семья, дети и ему сейчас нужно уделять им больше внимания. Надеюсь он приедет на гонку участником.

Что касается будущего, то гонка развивается. На первом старте, по-моему, было всего 34 человека, а тестовый забег вокруг Эльбруса собрал 7 человек. В прошлом году, без кольцевой гонки было около 600 участников.

Сейчас мы берем на себя техническое руководство гонкой, так как действительно, Иван делал всю техническую работу. Я ему помогал, в основном, решать организационные вопросы на месте, и преимущественно в первые годы существования гонки. Само собой мы попытаемся сделать Elbrus World Race не хуже.


«Мы хотим сделать гонку вокруг Эльбруса более спортивной, с возможностью индивидуального участия

                               


TRAIL-RUN: Изменится ли у гонки название? Сроки проведения?

ЗОН-ЗАМ: Сроки не изменятся, может быть немного сократится количество дней. Ирина расскажет подробнее. Мы хотим сделать гонку вокруг Эльбруса более спортивной. Соответственно, уменьшить контрольное время. Поход вокруг Эльбруса за три дня это не совсем то, что мы хотели бы там видеть. Слишком много людей задействовано в обеспечении гонки, они находятся на всех перевалах, на наш взгляд, это не справедливо и не правильно. Все таки, спортсмены должны торопиться по дистанции.

САФРОНОВА: По факту трое суток и не требуется, участники укладываются и в двое суток. Гонка будет более сжатой, будет более плотный совместный финиш гонки вокруг Эльбруса и более коротких дистанций.

TRAIL-RUN: Гонка так и останется командной или возможно будет и индивидуальное участие?

САФРОНОВА: Мы хотим сделать возможным индивидуальный зачет, но и оставить командный. То есть участники смогут выбрать, идти командной или индивидуально.

ЗОН-ЗАМ: Мы совсем недавно вернулись с Эльбруса, и Ира тестировала дистанцию. Пыталась найти перевал для короткого пути на этой гонки. Есть такой перевал Куршоу, его искали уже все, но он как летучий-голландец, никто не может найти. Хотя я в свое время ходил там с английскими бабушками. 

Тем не менее, мы попробовали там работу с трекерами. В принципе, она удовлетворительная. Эти трекеры позволяют следить за участниками во время гонки. Иру мы видели. Правда она шарахалась с одной стороны ущелья на другую, но это из-за отраженных сигналов. Тем не менее все работает. Будет возможность послать с трекера сигнал SOS. Наверное, придется увеличить количество постов по дистанции, но многие ждут именно индивидуального участия и, вероятно, мы его сделаем. 

Почему этой гонки не было в прошлом году? Потому, что она дорогая и очень сложная в организации, а участников на ней мало. В этом основная проблема. Хотя мне кажется, что это уникальная вещь, жемчужина, которую нужно развивать.


«Мне кажется, что гонка вокруг Эльбруса это уникальная вещь, жемчужина, которую нужно развивать.»

                               


TRAIL-RUN: Многие хотят участвовать в этой гонке, но боятся из-за отсутствия разметки.

ЗОН-ЗАМ: Мы об этом тоже думаем. Хотя, разметить 112 километров это тот еще труд.

САФРОНОВА: Мы видим потенциал развития гонки в упрощении регистрации, возможности индивидуального зачета и постановки разметки на дистанции гонки.

ЗОН-ЗАМ: Хотя бы, разметить самые сложные участки.

САФРОНОВА: Что касается работы с трекерами, то раньше был опыт работы с трекерами, которые используют мобильную сеть, поэтому было очень мало участков, где они работали. Мы сейчас тестировали спутниковые трекеры, они так же не идеально работают, но в целом, показывают достаточно объективную картину. Это дает нам возможность сделать гонку более безопасной и пустить индивидуальных участников.

TRAIL-RUN:  В прошлом году на Elbrus World Race была, на мой взгляд, очень удачная идея привлечения спонсоров на гонку - отдельный спонсор для каждой соревновательной дистанции. Сохранится ли этот подход в будущем?

ЗОН-ЗАМ: Мне так же этот подход нравится. Его придумал Иван, и такой подход делает мероприятие более разнообразным. Можно увидеть конкурентов, попробовать на себе различную продукцию, а один спонсор он, как обычно, пытается всех остальных отодвинуть. Мы пока не знаем как будет. Это вопрос бюджета, так как гонка дорогая. Мне кажется, она самая дорогая в России. Нужно вести переговоры.


«Красная Поляна это невероятно крутое место.»

                               


TRAIL-RUN: У вас на сегодняшний день 6 стартов, если я не ошибаюсь, в разных городах России. Это Alpindustria Trail на Красной Поляне (14-16 сентября), в Нижнем Новгороде (6 октября), в Спас-Каменке (13 октября), в Безенги (31 июля), в Воронеже (31 марта-1 апреля), в Москве (в апреле) и вот теперь к этим стартам прибавился EWR. Некоторые из них появились впервые в этом году и еще широко неизвестны. Давайте начнем со старта, который прошел совсем недавно на Красной поляне. Не могли бы вы подробнее рассказать о них?

САФРОНОВА: Старт на Красной поляне прошел уже во второй раз. В первый раз мы опасались брать на себя длинные дистанции. Красная поляна это невероятно крутое место.

ЗОН-ЗАМ: Мне очень понравилось там! Настолько душевный старт...

САФРОНОВА: О длинных дистанциях мы сразу задумывались, но начали с короткого, тестового старта на 10 километров, а в этом году сделали уже более длинные дистанции на 37 (D+2900) и 51 километр (D+3800). Отзывы о старте от участников очень хорошие, поэтому будем продолжать. Сейчас мы думаем о некоторых изменениях маршрута. Если они получатся, то будет еще более интересно. Либо гонки останутся в том же формате. 

ЗОН-ЗАМ: Старт гонки на 51 километр проходил в жуткий дождь, я такого на Красной поляне не помню. Потому 51 километр превратился в 46, так как мы не пустили на вершину Ачишхо Восточная (2321 метр). Там водопад, и он мог превратиться в какую-нибудь Ниагару. Но при этом, участники были просто счастливы! Я думаю, в следующем году там будет как минимум 300 участников. 

TRAIL-RUN: Это технически сложная гонка, или она подходит и для начинающих?

САФРОНОВА: Если сравнивать с гонками, которые проводятся в других наших регионах, более равнинных, она конечно технически посложнее будет. Там есть тропы, большой перепад высот, со старта практически сразу 1500 метров набирают участники. Но если сравнивать с Elbrus World Race, то конечно, это несложная дистанция.

ЗОН-ЗАМ:  Мы столкнулись с еще одной проблемой. Оказалось, что медведи так же очень любят кушать апельсины, приготовленные для участников. Хотя кавказские медведи и маленькие, но это все равно медведи.

САФРОНОВА: Место, где проводится гонка, заповедник. Туда не так просто попасть. Мы получали специальное разрешение на проведение гонки. Там действительно много дикой природы, потому и встречаются медведи, но по ночам. Днем их, все таки, туристы распугивают.


«В начале всего горящие глаза сотрудников «Альпиндустрия»

                               


TRAIL-RUN: Это целая большая серия стартов! Есть ли у вас единая идея, объединяющая эти старты, концепция развития этой серии и, если есть, в чем она заключается?

ЗОН-ЗАМ: Я бы сказал, что идея это получить кайф! 

САФРОНОВА: Я бы хотела немного рассказать, как эти гонки рождались. Это инициатива снизу, местных ребят, которые у нас работают в компании. Например, в Воронеже это продавец, который активно участвует в соревнованиях по трейлраннингу. Хочу, говорит, провести трейл. Так что в начале всего горящие глаза сотрудников «Альпиндустрия».

Мы не ставим перед собой задачу, что вот там нужно сделать трейл или там, все старты они от души и инициатива конкретных людей.

ЗОН-ЗАМ: Потому и атмосфера получается такая, как она была, например, на Красной поляне.

САФРОНОВА: Мы думаем, конечно, что все это нужно как-то упорядочить. Может быть сделать Кубок или сделать рейтинг участников, но пока серия развивается стихийно и разноформатно. В 2015 году, когда у нас был старт первого трейла, я не видела в календаре никаких простых и доступных стартов, с которых можно было бы начать заниматься трейлраннингом. Наши трейлы это входной билет в мир трейлраннинга, а стремимся мы конечно к горным забегам.


«Наши трейлы это входной билет в мир трейлраннинга

                               


ЗОН-ЗАМ: Есть такая задумка сделать в июне серьезный трейл в Альплагере «Безенги». Там получается неплохое кольцо. Возможно мы сделаем такой старт на июньские праздники. Это может стать одним из серьезных горных трейлов.

САФРОНОВА: Район Безенги техничный, так что мы так же аккуратно к этому вопросу подходим. Он, наверное, ближе к скайраннингу, поэтому мы думаем сейчас как правильно его подать, чтобы ожидания участников соответствовали действительности.

TRAIL-RUN: На сегодняшний день организация серии стартов одним и тем же организатором в России становится тенденцией. Почему именно серии? Не приведет ли это в конечно счете к выдавливанию с рынка организаторов, у которых лишь один старт, и как следствие сужению предложения?

САФРОНОВА: Я так не думаю. Если это качественный старт то на него всегда будет спрос. То что один организатор делает несколько стартов это логично и закономерно. Есть сложившаяся команда энтузиастов, есть опыт проведения стартов, есть необходимое оборудование и это логично, что возникает желание сделать больше чем один старт.

ЗОН-ЗАМ: Организация стартов это не работа, это самовыражение. Так что можно самовыражаться не один раз в году а несколько. 


«Организация стартов это не работа, это самовыражение

                               


TRAIL-RUN: Какое количество участников, примерно, объединили ваши старты в этом году?

САФРОНОВА: Каждый старт это примерно 200-300 участников. На 6 стартах это более 1000 участников. Безенги поменьше, так как там сложная логистика.

ЗОН-ЗАМ: Безенги мы будем делать, в большей степени, для тех, кто уже живет в лагере.

TRAIL-RUN: Сергей Семенович, вся ваша жизнь связана с горами, вы сами альпинист, горный гид, вы обладаете большим опытом и что еще более важно, на ваших глазах происходило становление многих горных видов спорта в нашей стране. С 2015 года, трейлраннинг официально одна из дисциплин легкой атлетики в мире. С начала этого года, трейл также официальная дисциплина легкой атлетики в России. Ваш общий взгляд на развитие трейлраннинга и скайраннинга в мире и в России, в частности?

ЗОН-ЗАМ: Я точно не из мира трейлраннинга или скайраннинга, я все таки занимался альпинизмом. Было это 30 лет назад, сейчас я занимаюсь бизнесом. Мне кажется, что деление на виды спорта будет уходить. Раньше тоже было деление на альпинизм и горный туризм, а сейчас этого деления практически нет. Эта граница должна размываться, и все попытки четко провести границы, разделяющие эти виды, на мой взгляд, бессмысленны. Какая разница в какой федерации скайраннинг. Это бег по горам. В нашей федерации альпинизма скайраннинг только потому, что он в Европе, на сегодня, так же в федерации альпинизма. Никого не нужно разделять, пусть все участвуют и получают удовольствие от гор. Главное, чтобы все было безопасно.

TRAIL-RUN: Ирина, Сергей Семенович, большое вам спасибо за интересное интервью.


Сайт Alpindustria Trail  - http://aitrail.ru/