Mount Marathon Race

  • 05 July 2017

Каждый День независимости, 4 июля, в Сьюарде (Seward), маленьком живописном городке на юге Аляски проходит легендарная гонка под названием Mount Marathon Race (гонка Горы Марафон).

Своим названием и своей легендарностью она обязана не количеством километров, которые она покрывает по бескрайней Аляскинской глуши, а тому, сколько сложностей она умудряется уместить в столь небольшой пакет. Стартуя в центре Сьюарда, бегуны сначала бегут до подножья горы Марафон, затем карабкаются почти 1000 вертикальных метров по скалам (средний уклон 34 градуса), грязи и осыпи до точки разворота на ложной вершине (настоящая вершина находится выше и не видна из города) и возвращаются обратно в город, в спуске более напоминающем свободное падение, чем бег, через снежники, осыпь, скалы и водопады, и финишируют снова на улицах Сьюарда.


Все это происходит на дистанции в 5-5,5 километров, в зависимости от выбранного маршрута, на тропах настолько близких к городу, что зрители могут наблюдать почти каждый мучительный шаг высоко в горах. Несмотря на столь жалкое расстояние, мало какой забег может посоревноваться количеством андреналина и потенциалом к неприятностям. Без крови не обходится почти никогда, и переломы костей – рук, ног, ключиц, головы – никого не удивляют. Иногда бывает и хуже. Всего эта гонка проводилась 90 раз и пользуется невероятной популярностью и известностью.

Независимый народ, который давно научился сам себя развлекать, Аляскинцы без преувеличения зовут Гору Марафон своими Олимпийскими играми.


Как и многие подобные соревнования сомнительного характера, гонка началась как пари в баре: Кто может забежать на большую гору за городом и обратно за час? В 1909 году Сьюард был 6-летним поселением старателей и других крепких лесных мужиков. Аль Тэйлор (Al Taylor), погонщик собачьих упряжек и один из «отцов-основателей» Аляски, принял вызов. Одетый в шерстяные штаны, кожаные сапоги и белую рубашку, Тэйлор умчался по дороге и исчез в лесу. Он вернулся чуть более, чем через час, и по уговору оплатил выпивку всем присутствующим.

В 1915 г. гонка на Гору Марафон – вершину назвали в честь карающего забега – стала ежегодной традицией в День Независимости. С тех пор только катастрофы реально крупных масштабов – мировая война, Великая Депрессия – временно прерывали соревнование.

В первые годы и на протяжении многих десятилетий, забег включал в себя менее 10 участников, и не прописывал никаких правил – любой способ добраться до вершины и спуститься вниз засчитывался. Бегуны мчались через чужие огороды, перепрыгивали через машины, саботировали маршруты других участников. Победители получали приличные денежные суммы и их слава разносилась cамолетами-вездеходами по всему штату. В 1950 году приз составлял $2500, что равнялась почти годовому заработку.


Сейчас вместо денежного приза победители получают кубок и бесплатное место в гонке в будущие годы. Каждый год в забеге участвует 1050 человек (400 женщин, 400 мужчин и 250 детей) – от домохозяек до мировой элиты. Вплоть до 90% участников обычно «ветераны» прошлых лет; финиш в первой половине соревнующихся (до недавнего времени – просто финиш) дает право возвращаться на следующий год без лотереи и редко бывает, что кто-то уступает свое место. Остальные места разыгрываются в лотерее, и несколько мест продается на аукционе за огромные суммы ($4500 за одно место в 2016 году). Каждый год в Сьюарде cобирается 25 000 человек (всего в штате Аляска живет менее 750 000) и зрители толпятся во много рядов в центре, наблюдая за бегунами.


Вероятно, у многих возникнет вопрос, зачем люди так туда рвутся? Ответ заключается в том, что опасность и боль – не просто привлекающие свойства этого мероприятия, они являются неотъемлемой его частью. За много десятилетий до того, как Tough Mudder начал срывать огромные куши с желающих испытать экстрим, люди были готовы платить деньги за перспективу как следует грохнуться на Горе Марафон. На спусках, бывало, бегуны загоняли себе 10-сантиметровые острые камни в пятую точку.

Начальник службы спасения, Дейв Скваерс (Dave Squires), говорит, что он видал почти все виды травм, от вывихов и травм позвоночника и головного мозга, до полностью содранной на камнях и снегу кожи. Одна женщина свернула ногу, убегая от рассерженного медведя. В другой год человека насквозь проткнула острая ветка дерева. В один жаркий день в 1980-ые годы, 53 человека хватил солнечный удар. Скваерс видел бегунов с открытыми переломами, которые продолжали бежать к финишу. Но до 2012 года ни одного смертельного случая не было.


Последний бегун.

День Независимости, 4-ого июля, под не заходящим полярным солнцем бывает жарким и ярким, и Сьюард, окруженный ледниками и ярко-синим морем, в такие дни походит на открытку. В 2012 году был совсем не тот случай. Весь день погода ухудшалась и ко второй половине дня стала отвратительнее некуда – дождь и ветер, температура около 8 градусов. Том Вальш (Tom Walsh), главный судья на контрольном пункте на точке разворота, вместе со своей командой волонтеров с утра мерзли на горе, сначала учитывая женское соревнование, затем мужское, которое началось в 3 часа дня. В несколько минут шестого одинокий бегун доковылял до пункта на ложной вершине и сказал, что он последний бегун. Вальш и его замерзшая команда подождали на всякий случай еще 45 минут, затем начали спускаться по пустому склону.

Маршрут Горы Марафон похож на скрипичный ключ – спуск идет по другой тропе, чем подъем. Незадолго после начала спуска, примерно через 50 метров, Вальш увидел мужчину, который медленно карабкался вверх. Он был одет, как соревнующийся – черные шорты, футболка, повязка на голове. Прошло более двух часов с момента, как победитель пересек финиш в городе.

«Далеко ли до вершины?», - спросил бегун.

«Около 50 метров», - ответил Вальш.

Мужчина спросил, может ли он еще финишировать. Вальш велел ему обежать камень на точке разворота и спускаться по спусковой тропе. Мимо них проплывали ленты тумана. Но камень ложной вершины был еще виден сверху, а снизу доносилась музыка и фейерверки из Сьюарда.

То, что было дальше, Вальш переигрывал у себя в памяти бессчётное количество раз. Может быть, он что-то упустил? Был ли этот человек болен? Был ли он травмирован? Может быть, надо было его сразу развернуть на подъемной тропе?

«Никаких настораживающих моментов я не углядел», - говорит Вальш.

Да, он еле тащился – но в остальном он выглядел нормально. И Вальш его отпустил.

«Какой номер?» - спросил Вальш, перед тем, как разойтись.

«Пять-четыре-восемь», - сказал мужчина, и ускорился к вершине.

Вальш продолжил спускаться, но сначала отправил sms начальникам гонки: стартовый номер 548 должен спуститься где-то через полтора часа.

Но человек со стартовым номером 548 не спустился через полтора часа. Майкл ЛеМэтр (Michael LeMaitre) вообще не спустился с горы. Горная служба спасения, пожарные, полицейские, поисковые собаки, вертолеты с инфракрасными сканнерами, волонтеры и родные Майкла провели тысячи часов, прочесывая гору в поисках этого человека. До сих пор, не найдено ни одного следа, и нет ни одной догадки, что с ним могло произойти.


На секунду задумайтесь: 2,5 километра вверх, приблизительно столько же вниз. Сотни бегунов на виду у тысяч зрителей, и человек просто исчез. Как такое возможно? Как будто, как сказал один его родственник, - «Гора проглотила этого человека».

Этот текст был написал через год после трагедии, но с тех пор мало что изменилось. Спустя 5 лет, судьба Майкла ЛеМэтра продолжает оставаться такой же загадкой. Вдова Майкла, как это принято в Америке, в 2013 году подала в суд на город Сьюард и отсудила 20 000 долларов. С 2013 года был введен ряд новых правил: требование подписание декларации от каждого бегуна, что они ознакомлены с маршрутом, временной лимит на достижение вершины в один час, и «замыкающие» волонтеры после последних бегунов.

«Последние пара лет были непростыми», - говорит Флип Фолдагер, член организационной комиссии,- «Мы чувствовали себя в ответе за то, что произошло. Надеюсь, что с новыми правилами, такое больше никогда не повторится».


Несмотря на трагедию, Гора Марафон продолжает притягивать огромное количество бегунов и конкуренция продолжает расти с каждым годом.

В 2015 году, на 100-летие забега, в гонке участвовали Килиан Жорне (Kilian Jornet) и Емили Форсберг (Emelie Forsberg), они оба победили и поставили новые рекорды для мужчин и женщин - 41:48 и 47:48 соответственно. 

Но уже в 2016 Аляскинец Дэвид Норрис (David Norris) на 22 секунд побил рекорд Килиана, показав время 41:26.


История же Майкла ЛеМэтра продолжает будоражить воображение. Писатель Кристофер Саломон (Christopher Solomon) считает, что она находит такой отклик в людях, так как затрагивает чувство, которое мы все в той или иной мере иногда испытываем, находясь глубоко в горах или в лесу и задаваясь вопросом:

Что будет, если мы просто исчезнем, и нас никто не найдет?

Сайт гонки: http://mmr.seward.com/

Видео от SalomonTrailRunning.


Источник Runners World

Перевод Лизы Ершовой.